От гламура до дикости и транса в Чувашии: выставка первых дегенеративщиков

Мастер-класс группы дегенеративщиков "Дикий пиксел", ведущие Евгений Сергеев, Елена Андриянова и Петр… Мастер-класс группы дегенеративщиков «Дикий пиксел», ведущие Евгений Сергеев, Елена Андриянова и Петр Бритвин. Фото: Анастасия Григорьева Переметнулся черный ангел, Теперь своих он разгоняет, Сказал: "Хочу заметным быть". Фото и текст: Анна… Переметнулся черный ангел, Теперь своих он разгоняет, Сказал: «Хочу заметным быть». Фото и текст: Анна Минеева-Мартынова Ночью, когда все спят, Я подошла к твоему дому И стала тихо дышать. Фото: Петр Бритвин. Текст: Елена… Ночью, когда все спят, Я подошла к твоему дому И стала тихо дышать. Фото: Петр Бритвин. Текст: Елена Андриянова На выставке работ дегенеративщиков На выставке работ дегенеративщиков Работа, ставшая одним из символов дегенеротипии. Именно в таком ракурсе впервые заявили о себе дегенеративщики… Работа, ставшая одним из символов дегенеротипии. Именно в таком ракурсе впервые заявили о себе дегенеративщики (осенью 2010 года) на выставке «Плацдарм». Автор работы и фотомодель — Петр Бритвин.

Чебоксары, уже практически подзабывшие о том, что когда-то были «Культурной столицей Поволжья», снова дали о себе знать: в чувашской столице из-под карандаша и фотовспышки родилось новое направление в искусстве — дегенеротипия. Новые интеллигентные «беспредельщики» в искусстве, в основном это художники и дизайнеры, придумали себе не только название, но даже создали целый манифест вольных дегенеротипистов, если проще — диггеров, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

Как известно, стремление к мультипликативности переживают все сферы жизни, и искусство — не исключение. В этом контексте новое художественное направление вполне вписывается в современные тенденции, балансируя на стыке фотографии, графики и компьютерных технологий. Но при этом авторы сознательно отказываются «от сложной тональной и цветовой моделировки», демонстративно сокращают, сжимают реальность до минимума, до примитивизма, до дегенеративности. Сюжетных ограничений нет, от гламура до «дикости» и транса, как говорят сами авторы. При этом отношение к материалу настолько «ветрено-легкомысленное», что используются даже снимки, сделанные на мобильник, либо фотоаппараты с малым разрешением, типографию дегенеротипщики могут запросто променять на
1b8e
принтер, а люксовую фотобумагу — на бумажные отходы. И это фотобуйство сопровождается микростихами — этакое чебоксарское хокку.

«Дегенеротипия (от лат. degeneratio — «вырождаю» и tipos — «отпечаток») — направление художественной фотографии, использующее приемы «вырождения», то есть упрощения и видоизменения тех или иных традиций и принципов классической фотографии (прежде всего формальной её стороны) с целью открытия новых выразительных возможностей, развития новой эстетики фотографии, преодоления стереотипов», — говорит один из пропагандистов дегенеротипия Пётр Бритвин (Пебр). По его словам, «данное направление фотоискусства возникло в период глобального экономического кризиса 2008-2012 годов как реакция представителей творческой интеллигенции на безынициативность и пессимистические настроения в обществе»: «Её суть в том, что она нарушает определенные каноны и традиции фотоискусства для того, чтобы продемонстрировать возможные пути преодоления сложившихся стереотипов. То есть это «откапывание» новых форм и возможностей в искусстве, доставание их из небытия».

«Мы берем пиксели в их диком, естественном состоянии и дарим их людям», — говорят дегенеративщики, считающие, что дегенеративизм можно развивать во всем. — «Назад, к природе!» — вот наипервейший лозунг дегенеротиписта».

По мнению одного из зачинателей нового направления — чебоксарца Алексея Попова , «изобразительность дегенеротипа на стыке фотографии и рисунка рождает новую образность, метаморфозу, будоражит фантазию, используя выразительные средства языка рисунка и фотографии».

Искусствовед Анастасия Григорьев уверена, что это одна из перспективных творческих групп города, которая имеет «убедительную эстетическую программу» и соответствуй ей. «Работы участников группы при своей, как они сами говорят, дегенеротипичности, строятся на базовых графических средствах выражения в композиции «точка, линия, пятно». Поэтому об антихудожественности тут речь не идет, они очень хорошо понимают в теории и практики изобразительного искусства. На мой взгляд, дегенеротипия — интересная альтернатива классической фотографии, естественное явление в творчестве, когда нужен противовес агрессивному засилию профессиональной фотоаппаратуры, ее доступности. Дегенеротипия — элегантное сочетание идеи с визуальным экспериментом «, — считает Анастасия Григорьева. Искусствовед полагает, что у направления «большое будущее».

Первый эксперимент, включивший в себя первую ДГ-выставку и первый мастер-класс «дегенеротипических преобразований реальности», завершится лирически: 8 февраля в Чебоксарском художественном училище пройдёт вечер поэзии и прозы в прочтении авторов ДГ-искусства «Украденная зима». Начало в 16:00.