Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!

Сегодня заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии проходит в особенном для всех, кто любит кино, месте – здании Госфильмофонда, крупнейшем в мире хранилище кинолент. Его коллекция, как сейчас директор сообщил, составляет свыше 60 тыс. картин, которые отражают всю историю не только российского, но и мирового киноискусства.

Каждое поколение, конечно, снимает своё кино, показывает своих героев. Во многом по экранным образам, по содержанию фильмов будут судить, конечно, и о нашем времени – надеюсь, не только по кино, но во многом и по нему. Будут помнить наше время в значительной степени по фильмам.

Конечно, станет ли современное российское кино достоянием не только отечественной, но и мировой культуры – это для нас всех очень важно. Ответ на этот вопрос зависит, в том числе, и в значительной степени от тех, кто здесь сегодня собрался, – от вас, от деятелей культуры, ну и, конечно, от государства, которое обязано поддерживать кинопроизводство, создавать условия для его развития, для реализации творческого потенциала нации, а не только отрасли.

Год назад мы подробно обсуждали ситуацию, которая сложилась тогда в системе господдержки киноискусства, и пришли к общему, единому мнению, что существовавшая на тот момент практика не соответствует требованиям времени и что российское кино остро нуждается в новых, адекватных современным условиям формах взаимодействия с государством.

Одним из важнейших шагов в процессе реформирования этой системы стало создание Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. По решению нашего совета этот фонд получил право заниматься и производством, и продвижением национальных художественных фильмов, оказывать содействие наиболее перспективным, имеющим устойчивую творческую репутацию кинокомпаниям.

Я позволю себе, уважаемые коллеги, напомнить: фонд создан постановлением Правительства Российской Федерации 31 декабря 2009 года. Финансовая поддержка кинопроизводства, которую призван оказывать фонд, направляется на частичное финансирование компаний-лидеров, чьи проекты собрали больше всего выручки и кинопремий, а значит, в состоянии вернуть государству затраченные средства; направляется на поощрительные премии (на бонусы) для картин, собравших более 1 млн зрителей; на создание социально-значимых фильмов – патриотических, просветительских, ориентированны
2000
х на молодёжь.

При этом Министерство культуры продолжит заниматься вопросами детского, дебютного, авторского, документального и анимационного кино, а также проводить отраслевые фестивали и конкурсы.

Это был шаг, отвечающий как актуальным тенденциям мировой киноиндустрии, так и объективным задачам развития отечественного кинопроизводства, главные задачи из которых – это создание ярких, конкурентоспособных российских фильмов и формирование в нашей стране стабильного, рентабельного кинорынка.

Фонд приступил к работе в начале прошлого 2010 года. Учитывая специфику кинопроизводства, первые итоги этой работы можно будет подвести, конечно, только осенью. Однако уже сегодня предлагаю обсудить, что за это время удалось сделать, как выполняется план развития, подготовленный фондом.

Подчеркну, что на поддержку кинопроизводства государство направляет серьёзные ресурсы. Так, в федеральном бюджете 2011 года на эти цели запланировано более 4,3 млрд рублей, из них около 1,4 млрд рублей будет выделено по линии Министерства культуры. Ещё порядка 2,9 млрд рублей специально заложено на реализацию планов самого фонда.

Главный вопрос – насколько эффективно эти средства будут использованы. Сегодня многие называют ключевой проблемой российского кино то, что конечный результат картины, общественный резонанс, да даже окупаемость для её создателей зачастую не являются основными, не служат критериями успеха. Действительно, во всяком случае в старой системе поддержки всё выглядело так, что особенно-то и не нужно завоёвывать аудиторию: можно получать неплохой доход от самого процесса производства.

Киноиндустрия – это мощный бизнес. Безусловно, это так, но это ещё и великое искусство. И это убедительно доказывают мировые лидеры кино, которые снимают захватывающие по содержанию, мастерские, профессионально сделанные ленты.

Это подтверждает и статистика, согласно которой, например, в 2010 году из вышедших на широкий экран 338 фильмов, лишь 69 – отечественные. И это произошло не только из-за того, что их мало снимали, а потому, что кинопрокатные компании отказывались связываться с заведомо убыточными и скучными картинами. Конечно, есть проблема в самом прокате. Об этом я ещё сейчас скажу, об этом поговорим.

Но дело не только в соотношении отечественных и зарубежных кинолент в российском прокате. Убеждён, мы не должны здесь что-либо искусственно ограничивать, устанавливать какие-то квоты – словом, делать выбор. А выбор должны оставлять за зрителем – за зрителем, который лучше всяких критиков даёт оценку качеству фильма. Уже не раз картины с громкими именами на афишах, с серьёзным пиаром, многомиллионным бюджетом, состоящем в том числе и из государственных средств, зрители откровенно игнорировали. В то же время весьма скромные по затратам фильмы вызывали у российской аудитории колоссальный интерес и подтверждали этот интерес самыми престижными международными премиями.

Сегодня на нашу встречу приглашены представители разных поколений людей, работающих в киноискусстве, в том числе молодые, талантливые, перспективные люди. Думаю, что без них разговор о будущем российского отечественного кино был бы неполным. И я хочу попросить сегодня всех присутствующих поделиться своим мнением о положении дел в киноотрасли, о том, как она должна развиваться, по вашему мнению.

И ещё одна тема, которую коротко упомянул только что, – это инфраструктура кинопоказа.

Ситуацию здесь также наиболее ярко иллюстрирует статистика. Так, в 2010 году в России насчитывалось 2246 кинозалов. При этом все они сосредоточены в 137 городах. А городов в России – более тысячи. И это только города, а есть ещё и посёлки городского типа, и другие населённые пункты. По предварительным подсчётам, чтобы удовлетворить существующую потребность, мы должны открыть ещё как минимум столько же кинозалов. Но и это будет раза в три меньше, чем в развитых рыночных экономиках, где таких залов гораздо больше. В 3–3,5 раза в США было бы больше, даже если бы мы увеличили в 2 раза!

Здесь важно понимать, что создание разветвлённой инфраструктуры кинозала и кинопоказа необходимо не только для того, чтобы примитивно деньги зарабатывать. Ключевая задача – обеспечить равный доступ людей к искусству, в данном случае к киноискусству, которое несёт в себе мощный просветительский заряд, что, думаю, вы со мной согласитесь, крайне востребовано в наше время, служит продвижению высоких гражданских, нравственных ценностей, воспитывает необходимые в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране взаимное уважение и терпимость.

Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Мы с вами это хорошо понимаем. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности. И, учитывая его неизменную популярность, особенно в молодежной среде, этот ресурс должен использоваться в полной мере.

Я знаю, что к сегодняшнему заседанию были подготовлены конкретные предложения по строительству новых современных кинозалов, Федор Сергеевич (Ф.С.Бондарчук) расскажет нам об этом сегодня, пообсуждаем этот вопрос. Я имел возможность только сейчас, перед тем как сюда приехать, поговорить не только с Министерством культуры, но и с Министерством финансов. Там есть определённые соображения.

Давайте приступим к работе. Слово — Александру Алексеевичу Авдееву, пожалуйста.

А.А.Авдеев: Спасибо. Уважаемые члены Правительственного совета! Главным событием уходящего года в управлении киноотраслью является введение нового механизма государственной поддержки кинопроизводства. Об этом сейчас Владимир Владимирович сказал как о главном событии менеджмента кино.

Министерство культуры получило возможность распределять часть средств в виде субсидий, а созданный при Правительстве Фонд кино стал самостоятельным субъектом финансирования кинопроизводства из бюджета. Создание фонда – важный шаг не только по совершенствованию механизма кинопроизводства. Распределением государственных средств на кино начинает заниматься гражданское общество, а государство передает ему часть этих своих функций. Мне кажется, и в этом смысле, появление фонда – значительное явление в гражданской жизни нашей страны. Такая практика существует в развитых киноиндустриях.

Взаимодействие Министерства культуры с фондом идёт хорошо, в деловой товарищеской обстановке. Между нами нет проблем – есть хорошее взаимопонимание. Министерство считает, что и дальше мы должны вести линию на товарищеское органичное взаимодействие работы фонда и министерства.

Вместе с тем, коль мы подводим аналитические итоги, надо замечать не только плюсы, но и существующие шероховатости в отношении нового механизма финансирования – я о них обязан сказать, Владимир Владимирович. Кинообщественность продолжает обсуждать критерии отбора восьмёрки лидеров и в целом настороженно относится к перспективе обращения за деньгами уже не к государству, а в частную фирму. Наши многочисленные совещания в министерстве с деятелями кино… Детское кино, документальное кино (это наши клиенты), художественные фильмы, молодые кинематографисты – все говорят о том, что нужно привыкнуть к тому, чтобы обращаться не к государству, где все на равных были раньше, а к «великолепной восьмёрке».

В.В.Путин: Вы считаете, что когда обращаются к государству, то всё на равных?

А.А.Авдеев: Более на равных было, чем к «восьмёрке», потому что надо идти просить, представлять свой проект в частную фирму, в частную компанию.

В.В.Путин: По-моему, это вопрос критерия.

А.А.Авдеев: Да.

В.В.Путин: Критериев отбора. Извините, что я Вас перебиваю.

А.А.Авдеев: Да. Просто существует настороженность. Я же не идеализирую ситуацию. Я хочу подчеркнуть, что эту настороженность мы должны снимать именно хорошим взаимодействием с нашим фондом и совершенствованием работы фонда, чтобы эти все насторож
5f7c
енности по мере времени исчезли. Ещё раз подчёркиваю, что в киносообществе две настороженности: первая – надо теперь идти в частную фирму просить деньги и представлять сценарий. И второе – это критерий отбора «восьмёрки». Об этом говорится много, об этом писалось в прессе. Но мы с фондом и намерены улучшать критерии отбора так, чтобы они были по мере возможностей консенсусными, и убеждать наших кинематографистов в том, что обращаться к частной фирме, которая получает деньги от фонда, не менее – какое слово подобрать? рискованно? нет, не рискованно – достойно, не унизительнее, чем просить деньги у государства.

В.В.Путин: Это так. Потому что деньги-то всё равно государственные.

А.А.Авдеев: В том-то и дело.

В.В.Путин: Никто с протянутой рукой, с шапкой не идёт в частные компании клянчить деньги. Деньги-то там государственные. Вопрос – в критериях и объективности отбора. Давайте об этом говорить. Если вы или кто-то из присутствующих считает, что здесь изъяны, давайте конкретно и объективно рассмотрим эти вопросы и поправим там что-то.

А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, жизнь поправит. Мы отработаем этот механизм. Всё будет нормально. Это первый год. Это нормально. Это естественные шероховатости, из-за которых не надо расстраиваться. Вы сказали о том, что деньги государственные, и поэтому всё нормально. Перехожу ко второй проблеме, которая есть, – неравенство налогообложения. Потому что система налогообложения средств, которые мы распределяем молодым кинематографистам, авторскому кино, – иная и более тяжёлая, чем система налогообложения государственных опять же, бюджетных средств, которые идут через фонд.

Мы с Министерством финансов сейчас договорились, что будем выравнивать эту несправедливость, и выравнивать в лучшую сторону для кинематографистов, – так, чтобы налогообложение тех средств, которые мы (министерство) даём, к примеру, молодым кинематографистам и авторскому кино, было таким же достойным и необременительным, как и налогообложение средств, которые распределяет фонд.

Сергей Дмитриевич Шаталов здесь присутствует – заместитель министра финансов, – обещал, что такое будет сделано.

В.В.Путин: Сергей Дмитриевич, а в чём там проблема? В том, что деньги идут от общественной организации?

С.Д.Шаталов: Нет. Дело в том, что структура налога на прибыль такова, что надо платить с разницы между доходами и расходами. Для тех средств, которые поступают через фонд, мы, прорабатывая этот вопрос специально, договорились о том, что они имеют возможность в течение трёх лет эти доходы учитывать вместе с расходами. И, соответственно, если год кончается, то неизрасходованные средства не будут образовывать прибыль.

Распространение такого трёхлетнего периода, которого нет сегодня для бюджетных средств, тоже на трёхлетний период просто снимет проблему полностью.

В.В.Путин: Ну, конечно, нужно это сделать, потому что производство художественных фильмов – это длительный процесс, это же за пять минут не сделаешь, так что это обязательно нужно сделать.

А.А. Авдеев: Цена вопроса, Владимир Владимирович, – 20% налогооблажения с суммы. Это всё-таки много – цена процента. Хочу также обратить внимание, что мы за последние годы на фестивалях, конкурсах брали призы и первые места в основном за счёт авторского кино. Авторское кино по-прежнему остаётся главным достоянием российской культуры в области кино. Оно у нас замечательное. Здесь присутствуют, кстати, многие кинорежиссёры, как раз победители этих кинофестивалей. Авторское кино финансирует министерство.

Хочу также сказать, что у нас денег на авторское кино потихонечку становится всё меньше и меньше. Почему? Потому что так вот сложилось, что нам в этом году дали по ФЦП почти на 300 млн меньше, а фонду мы перечисляем ту же сумму, которая была и в прошлом году зафиксирована постановлением Правительства. То есть себе мы оставляем меньше, и, как следствие, меняется пропорция между деньгами, которые идут в фонд и которые остаются нам на авторское и детское кино. И как следствие –уменьшаются возможности финансирования авторского кино, детского кино, документального кино и дебютов тоже.

Четвёртое. В прошлом году в решениях совета была подчёркнута необходимость помощи учебным заведениям. Мы в этом году приняли решение провести эксперимент, целиком поручив съёмки полнометражного художественного фильма студентам-выпускникам ВГИКа – такого раньше не было. Это будет дебют в большом кино не только режиссёра, но и молодых специалистов других кинопрофессий. Если хорошо получится, то подобную практику можно будет распространить и расширить. И каждый год будем вгиковским выпускникам давать энное количество денег, чтобы им полностью хватило на подготовку художественного фильма.

На прошлом заседании министерству было поручено совместно с другими ведомствами проработать вопрос о создании научно-образовательных центров на базе ВГИКа и на базе Санкт-Петербургского госуниверситета кино и телевидения. Сейчас удалось решить вопрос только со ВГИКом. В декабре прошлого года выпущено распоряжение Правительства на этот счёт. Что касается научно-образовательного центра в Санкт-Петербурге, то мы столкнулись с некоторыми правовыми сложностями, потому что присоединить к Университету кино и телевидения надо будет организации, у которых иной правовой режим. И для того чтобы их присоединить, надо бы сначала их ликвидировать, потом имущественный комплекс передать, наверное, в казну, а потом уже снова передать в эти комплексы. И у нас вызывает этот момент опасения, потому что недвижимость и имущественный комплекс оказываются «подвешены» и нам надо их передать чётко туда, куда мы их хотим передать, то есть надо будет подключить Росимущество. Мы этим занимаемся, Владимир Владимирович. Пока у нас специальных просьб нет.

Нам необходимо – и это серьёзная проблема, на неё было обращено внимание год назад на нашем заседании – пересмотреть расходы на содержание двух киноуниверситетов. Мы их держим на голодном пайке, фонд оплаты труда у них небольшой, и совершенно очевидно, что эти расходы должны быть увеличены – как на содержание ВГИКа, так и на содержание питерского университета. Будем закладывать такую возможность на 2012 год, в 2011 году в нашем бюджете такой возможности, к сожалению, не было.

В решениях прошлого совета предусмотрена разработка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на ограничение незаконного распространения аудиовизуальных произведений в сети Интернет. Работаем вместе с коллегами из Минсвязи, МВД, Минэкономики и Минюста по нескольким поручениям Правительства. Проблема касается не только кино, но и электронных библиотек, музеев, архивов, музыки, телевизионного контента.

В прошлом году нами проведено несколько научно-практических акций, сформулированы принципы использования охраняемых объектов в Интернете, а исследовательский центр частного права разработал проект первоочередных изменений гражданского законодательства. Будем вносить эти изменения. В части поручения о выделении с 2011 года целевых субсидий на господдержку участия российских продюсеров и режиссёров в образовательных программах на территории России и за рубежом возникли сложности, поскольку финансирование этих мероприятий не предусмотрено законодательством о государственной поддержке кинематографии.

Девятое. О создании в Санкт-Петербурге на основе государственно-частного партнёрства кинопроизводственного комплекса на базе киностудии «Ленфильм» и киностудии АФК «Система». В течение 2010 года данный вопрос рассматривался совместно с Минэкономики, Росимуществом и Антимонопольной службой. Наиболее приемлемым признано создание открытого акционерного общества «Объединённая киностудия “Ленфильм”», участниками которого станут государство и «Всемирные русские студии», вносящие имущественный комплекс киностудии в Санкт-Петербурге в свою долю уставного капитала. Доля учреждаемого акционерного общества, принадлежащего государству, должна составлять не менее 25% плюс одна акция. Для окончательного оформления такого решения необходимо выпустить указ Президента об учреждении новой студии и внесении в её уставной капитал 100% акций «Ленфильма» и соответствующее распоряжение Правительства. Проекты таких актов внесены в Правительство в декабре прошлого года.

Десятое. По вопросу о возможности принятия банками прав на коммерческое использование создаваемых фильмов в качестве обеспечения выдаваемых кредитов. Минкультуры и АФК «Система» проработали данный вопрос. В феврале прошлого года мы направили в Правительство наше предложение о механизме кредитования кинопроизводства, позволяющем привлечение дополнительных внебюджетных средств. Разработана также схема взаимодействия участников такого механизма. Основной проблемой использования фильмов в качестве обеспечения банковских кредитов является предоставление гарантии завершения съёмок и оценка его стоимости, как нематериального актива и предмета залога. Мы создали по этой теме рабочую группу, хотим привлечь независимых экспертов, представителей компаний, обеспечивающих гарантии завершения кинопроизводства. Частные коммерческие банки, страховые компании относятся к идее кредитования кинопроектов и страхования рисков, связанных с их коммерческой состоятельностью, весьма настороженно, к сожалению. Поэтому считаем необходимым продлить срок проработки данного вопроса силами рабочей группы в составе представителей государственных органов и коммерческих компаний.

По результатам работы над решениями прошлого совета, Владимир Владимирович, у меня всё. Спасибо за внимание.

В.В.Путин: Спасибо большое. Я предлагаю послушать Толстикова Сергея Александровича – исполнительного директора фонда.

С.А.Толстиков: Спасибо. Я не буду тогда повторять причины, на основании которых фонд возник, и перейду непосредственно, наверное, к отчёту.

Свою деятельность в ином качестве фонд начал в соответствии с правительственным Постановлением «О предоставлении субсидий на поддержку кино» с определения компаний-лидеров. В качестве критерия для отбора были выбраны зрительский успех фильмов в кинотеатрах и на телевидении, профессиональное признание качества фильмов, награды на фестивалях и призы, устойчивость компаний, действующих не один год. Отбор шёл в тесной координации с Министерством экономического развития, обладающего соответствующей компетенцией в такого рода вопросах. И в результате попечительским советом фонда были утверждены восемь компаний-лидеров. Я не буду повторять их названия, но в 2009 году на их долю в отечественном прокате приходилось всего 19% наименований фильмов, 37% доли в общем бюджете кинопроизводства, но 64% кассы. Важно также, что соотношение кассовых сборов к бюджетам у этих компаний-лидеров было 94%. Они всё равно были убыточные, тем не менее, но у всех остальных компаний было всего лишь 29%, чтобы показать это достаточно серьёзное качественное различие.

Подытоживая скажу, что абсолютное большинство согласно на сегодня, что эти компании могут производить качественное, разножанровое и разнобюджетное – тоже очень важно – кино.

Я не буду останавливаться сейчас на критериях. Мы считаем, что они были обоснованные. Два конкретных замечания, которые мы могли бы признать, – это два наименования, которые мы не учли. Отдельный вопрос – рентабельность. С рентабельностью главная заковырка была в том, что очень трудно было на основании той документации, которая на тот период существовала в кинопроизводстве, делать обоснованные выводы о том, доходный ли фильм, недоходный, потому что документация во многом не соответствовала нашим таким вот цивилизованным, что ли, подходам.

Фондом были разработаны все необходимые процедуры и документы, было подписано соглашение с Министерством культуры, сформированы экспертные консультативные советы. И в начале июля прошлого года мы начали предоставлять средства отобранным компаниям. Были проведены четыре заседания попечительского совета фонда и шесть письменных голосований.

Опять-таки такой относительно конкретный отчёт о финансовой деятельности фонда есть вот в этой брошюре, и я только на общих моментах сейчас коротко остановлюсь.

В течение 2010 года фонд предоставил 2 млрд рублей восьми компаниям-лидерам, то есть по 250 млн рублей в каждую. Все средства были направлены ими на финансирование 37 проектов – разные жанры, разные бюджеты. Большинство фильмов должно выйти в этом году. Доля средств фонда в общем бюджете на сегодня составляет 35%.

Но после осуществления поддержки в 2011 году эта доля, естественно, повысится. Важный момент – что у компаний-лидеров существуют трёхлетние бизнес-планы, позволяющие оптимизировать процесс производства. Собственно говоря, что они просили, то они и получили.

Фонд не выполняет функцию ассоциированного продюсера, как, например, Госкино в советское время. Тем не менее на основе регулярной отчётности у нас есть полное представление, где находятся средства и на что они используются. В этом направлении мы планируем вместе с компаниями двинуться дальше и, может быть, попытаться стандартизировать не только форму отчётности, но и установить какие-то общие затратные характеристики по тем или иным направлениям. То есть речь идёт о том, чтобы вводить в индустрию цивилизованные финансовые процедуры и механизмы. Это тем более необходимо, потому что значимую роль в финансировании кинопроизводства продолжают играть инвесторы, в том числе банки – Александр Алексеевич (Авдеев) об этом частично уже говорил сейчас.

Отдельный момент – это механизм частичной возвратности. С одной стороны, господдержка лидеров во многом носит компенсационный характер: это прежде всего возмещение выпадающих доходов от пиратства и ограниченности инфраструктуры. С другой – необходима привязка поддержки к результатам деятельности и мотивации компаний на экономический успех. Сегодня в соответствии с договорами, подписанными между фондами и компаниями, 5% от всего дохода возвращается в фонд. Может быть, мы это увеличим с новыми решениями попечительского совета.

Другое направление финансовой поддержки, помимо лидеров, касалось премирования компаний, участвующих в создании фильма, собравшем больше 1 млн зрителей, – было соответствующее поручение Премьер-министра. Экспертный совет отобрал 8 компаний, и мы выделили им 150 млн рублей. Эта мера также была в русле поддержки именно зрительского кино – здесь также финансовый мониторинг: деньги могут быть потрачены только на конкретные проекты.

Наконец, блок так называемых социально значимых фильмов. Ясно, что всё кино в той или иной мере – социально значимое. Но история вопроса такова: на момент образования фонда мы получили письмо из Министерства культуры с предложением помочь в финансировании ряда проектов, фактически одобренных министерством и касающихся выполнения ряда правительственных решений. Это касается годовщины полёта Гагарина, войны 1812 года, ряда других тем. Учитывая, что фонд нацелен на производство зрительского кино, нам показалось это логичным и мы выделили ресурсы на эти цели. Правда, после этого мы получили больше 100 инициативных предложений в этой рубрике. И экспертный совет, рассмотрев их все без исключения, рекомендовал часть в повестку дня попечительского совета, учитывая прежде всего качественные характеристики и личности режиссёров. Таким образом, если суммировать количество проектов, получивших поддержку фонда, то это 58 проектов. Если к этому добавить десятки проектов полнометражных фильмов, профинансированных Министерством культуры, то мы получим ответ на вопрос, случилось или нет так называемое малокартинье, о котором так беспокоились некоторые критики при введении новой модели.

В соответствии с уставом фонд должен содействовать развитию отечественной кинематографии по всему спектру. У фонда есть позиция по многим наиболее актуальным вопросам развития всей системы: это и кинопоказ, и пиратство, и образование, и печать. Подход фонда здесь состоит в том, что необходимо обеспечить поддержку наиболее активным и заинтересованным участникам рынка. Так, например, в вопросах пиратства активную позицию занимает РВС (ЗАО «Всемирные русские студии») и «Базелевс». А в образовании ассоциации теле- и кинопродюсеров, кинопоказе это проект «Киноклуб», о котором уже говорилось. Эти темы отражены в сегодняшней повестке дня.

Для нас очень важно, что Правительство своим постановлением подтвердило объём средств, направляемых на поддержку кино через фонд. Это как раз тот фактор, о котором все говорили, отмечая необходимую финансовую предсказуемость процесса.

Что касается нового в новом году, то мы попробуем сделать платформу для поддержки детского, семейного кино с упором прежде всего на детскую аудиторию. Это не конкуренция с Министерством культуры. Это попытка вот этот блок пустить именно в зрительскую аудиторию, учитывая современный подход в этой тематике. Мы об этом тоже ещё переговорим.

Также мы планируем поддержать несколько проектов в сфере ко-продукции с другими странами, где основная цель – повышение качества фильмов и продвижение нашего кино за рубеж. Срок, когда мы сможем более предметно поговорить о сильных и слабых моментах новой модели и сделать предварительный разбор полётов, – конец осени этого года. Мы подготовим детальный отчёт, рекомендации по всей системе, основываясь прежде всего на экономических составляющих.

Но есть один аспект в этой системе, над которой мы начали работать, где нам хорошо бы получить поддержку правительственного совета, – это привязка общей суммы господдержки к параметрам и результатам, прежде всего результатов работы кино, выработка своеобразной формулы. Речь идёт о формировании так называемой парафискальной системы господдержки, которая хорошо зарекомендовала себя в других странах. Это, безусловно, даст больше предсказуемости и эффективности нашему отечественному кинематографу.

О чём идёт речь? О том, что мы не просим увеличивать количество денег, но чтобы это было привязано к определённым параметрам деятельности кинематографии. И тогда у нас будет больше ясности, как эта система воспроизводится в обозримом горизонте.

У нас нет сомнений, что российские зрители хотят и будут смотреть хорошее, интересное российское кино. В конце прошлого года – в начале этого всего лишь два фильма «Ёлки» Бекмамбетова и «Шамаханская царица» Сельянова собрали около 50 млн долларов в прокате. Если таких фильмов будет 8–10 в год, мы будем иметь более 30% сборов от российского кино.

Коротко всё. Спасибо за внимание.