Эксперты: У нового закона "Об образовании" "хвост крючком" и "лохматость повысилась"

Председатель Чувашской республиканской организации профсоюза работников образования и науки Зинаида Степанова.… Председатель Чувашской республиканской организации профсоюза работников образования и науки Зинаида Степанова. Иллюстрация: ed-union.ru

Новый законопроект «Об образовании» не встретил широкой поддержки среди педагогического сообщества Чувашии, зато вызвал массу критических замечаний. Педагоги, воспитатели детских садов и студенты республики посчитали, что новый закон значительно сузит их права. В связи с этим последние два месяца, когда шло обсуждение законопроекта на специально созданном сайте, педагоги и студенты объединились, чтобы донести своё мнение до высшего руководства страны, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

«В законе явно прослеживаются моменты, которые ухудшают положение учителей. Учителя и воспитатели недовольны отдельными пунктами закона и предлагают их изменить с учётом интересов педработников, — заявила председатель Чувашской республиканской организации профсоюза работников образования и науки Зинаида Степанова. — Так, к примеру, новый законопроект не предусматривает обязательной оплаты учителям за работу по проведению ЕГЭ, воспитатели детских садов по сути оказываются в дискриминационной ситуации. Проект закона не предусматривает передачу на уровень субъектов РФ полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В законе налицо недочёты с определениями терминов. К примеру, нет чёткого понятия, что есть «субъект образовательной деятельности», «государственные (муниципальные) услуги в сфере образования», «воспитанники», «присмотр и уход за детьми». Требуется более полное и чёткое определение профессионального и социального статуса педагогических работников. Необходимо проведение антикоррупционной экспертизы законопроект».

Законопроект, призванный реформировать все ступени образования, по замыслу законотворцев, должен заменить два имеющихся базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах. Редакцию нового закона президент Дмитрий Медведев предложил обсудить всем заинтересованным лицам. В Чувашии таковых оказалось более 300. Именно столько замечаний и предложений было направлено в адрес главы государства педагогами Чувашии.

Вызывает серьезные опасения то обстоятельство, что законопроект не предусматривает реализацию конституционных гарантий доступности высшего профессионального образования при разделении его на два уровня — бакалавриат и магистратуру, продолжает Зинаида Степанова. В частности, отсутствует законодательно закреплённое предельное соотношение объёмов набора на тот и другой
1d29
уровни высшего профессионального образования, что может привести к фактической платности магистратуры.

Интегрированный закон «Об образовании» в значительной степени касается и студентов. «Ощущение, что при подготовке проекта закона получилось как в мультике про Простоквашино, когда дядя Фёдор пишет письмо родителям, а в итоге получилось, что у него «хвост крючком» и «лохматость повысилась». Так и с этим проектом закона. Ощущение, что его писало огромное количество людей, которые между собой не разговаривали. В результате получилось так, что где-то не дописали, что-то «забыли»,- отметил председатель Студенческого координационного совета Чувашии Алексей Степанов.

Студенты республики выделили пять основных блоков проблем, которые их возмутили, рассказывает Степанов. Так, например, забыли включить понятия социальной стипендии и материальной помощи, а это сумма для вузов Чувашии исчисляется сотнями миллионов рублей в год. Кроме того, в проекте отсутствует ограничение платы за проживание в общежитии (в настоящее время студенты платят не больше 5% от стипендии). У проекта закона сильная коррупционная составляющая. Так, например, в нынешней формулировке отсутствует обязательное согласование важных решений администрации с коллективом студентов. «Но больше всего студентов взволновал пункт, связанный со сложностью перевода студентов-платников на бюджет. В статье 30 нет обязанности администрации вуза обеспечивать информационную открытость по количеству вакантных бюджетных мест и результатов перевода на эти места после каждой промежуточной аттестации», — пояснил Алексей Степанов.

25 января, в День студентов, на экстренном собрании был разработан план действий. Со своими замечаниями студенты решили обратиться ко всем депутатам, представляющим Чувашию в Госдуме, а также в общественные приёмные Дмитрия Медведева и Владимира Путина .

Помимо частных предложений по изменению проекта закона, которые в течение двух месяцев — с 1 декабря по 31 января — учителя и студенты вносили самостоятельно, республиканский профсоюз образования подготовил отдельный перечень поправок. В нём собраны самые неоднозначные статьи закона, которые, по мнению педагогического сообщества, должны быть доработаны.

При этом в профсоюзе отмечают, что усилия, в том числе и чувашских педагогов, уже начали приносить свои плоды. Как сообщается на сайте законопроекта zakonoproekt2011.ru, из него исключены отдельные дублирующие друг друга, а также излишне детализированные правовые нормы. Какие именно изменения были внесены и приняты ли во внимание замечания педагогов, станет известно совсем скоро. «В любом случае мы будем продолжать работать над проектом закона, обращаться к депутатам, писать письма и требования», — подчеркнула председатель организации профсоюза образования в Чувашии Зинаида Степанова. «Многие социальные льготы потеряют федеральные гарантии и их снова «спустят» на муниципальный уровень. Учитывая то, что наша республика входит в число дотационных регионов, педагогам Чувашии рассчитывать на улучшение или хотя бы на сохранение имеющихся гарантий не приходится» — заключила она.